Прививка для чтения

У меня ребёнок пошёл в этом году в 1-й класс, и он плохо читает…..

Здравствуйте, Анна! Ребенку 12 лет, очень не любит читать, по его словам, ненавидит. Плохая успеваемость в школе по русскому языку, нежелание выполнять домашнее задание по устным предметам, видимо из-за трудностей с чтением….

Вы всегда узнаете человека читающего среди других. По широте его кругозора, словарному запасу, воображению. Наши дети – не исключение: читающий малыш отличается от своих сверстников большей способностью к учёбе. Однако заинтересовать ребёнка чтением бывает непросто – с этой проблемой знаком каждый второй родитель.

В некоторых случаях мы имеем дело с языковым нарушением – дислексией и тогда исправить это нарушение можно только с помощью усилий невролога, психолога, логопеда. Но чаще всего причиной ДИСЛЕКСИИ является банальное нежелание ребенка читать.

Как же привить своему ребёнку любовь к книгам?

Задумайтесь: что привлекает человека в чтении? Прежде всего – возможность перенестись в другой, а значит, необыкновенный и более интересный мир. А стремление познать что-то непохожее и непривычное – заслуга нашего воображения. В каждом ребёнке способность к выдумке заложена изначально. Не всякий взрослый станет, например, задаваться вопросом: «почему листья у клёна резные?». А ведь тут всё очень просто – «потому, что однажды, когда листья клёна были еще большие и круглые, летучая мышь, врезавшись в дерево, разозлилась и стала кусать и рвать его листья». Наверняка Вы и сами припомните, что не раз слышали подобные истории от своего малыша. Каждый ребёнок – фантазёр; и Ваша задача - внимательно относиться к «творчеству» малыша. Ведь если мама демонстрирует ребёнку, что считает его выдумки нелепыми, у маленького сказочника отложится в голове: «сочинительство - глупость». А впоследствии эта мысль перенесётся в его сознании на любую литературу. И вот уже мама недоумевает: и откуда у ребёнка такая нелюбовь к книжкам?!

Помните: ребёнок сначала становится «писателем», и лишь потом читателем. И здесь имеется в виду не технический навык чтения, а любовь к книге - то, что станет для ребёнка стимулом к обучению «добровольно». Добиться этого несложно. Если Вы поощряете ребёнка в его сочинительстве, пускаетесь фантазировать вместе с ним, малыш понимает: «сочинительство – это здорово». Такое осознание ребёнка – зачаток вкуса к книге и тяги к чтению.

А как развивать само воображение – ключ к сочинительству? Воображение – это желание и способность представить или пережить что-то, находящееся вне пределов видимости. Поэтому, чтобы развивать воображение, необходимо творчество, то есть создание чего-то нового. Рисование, лепка, игра (но только когда дети сами выбирают тему!) - самые простые и действенные способы. Необходимы малышу и новые, сильные впечатления. Это непривычные для него места (новый двор, улица, лес) и искусство (репродукции художников, классическая музыка). И неважно, что пока суть многого ему непонятна – на интуитивном уровне малыш всё равно чувствует красоту.

Хорошие стихи – не исключение. Пусть многие слова в них крохе не ясны; звучность и таинственность стихотворных строк заинтересуют ребёнка. Важно начать знакомить ребёнка со стихотворениями до школы; так они станут для него удовольствием, а не принуждением.

К любым рассуждениям ребёнка о мире, выдумкам и творчеству нужно относиться с энтузиазмом и тактом. Часто взрослые смеются над «заячьими цветам (потому что лепестки похожи на уши)» и «синими феями (потому что чернила вместо воды пьют)», тем самым травмируя детей. А ведь такое выражение мыслей – формирование языковой культуры малыша, которое необходимо всячески поощрять. Ваш смех для ребёнка обиден: малыш чувствует, что его не воспринимают всерьёз, а значит, что он сказал глупость. И впредь малыш будет ограничивать свои словесные поиски. Цепочка продолжается: нет интереса к языку и новым словам – нет интереса к литературе, их богатейшему источнику.

Чтобы увлечь ребёнка языком? Играйте с ним в языковые игры!

  1. «На одну букву». Вы задаете малышу вопросы, а он должен отвечать на них словами, начинающимися на одну и ту же, заранее выбранную букву. Зовут меня Ваня, фамилия моя – Ванюкин, живу я в Волгограде, на завтрак ел ватрушку.
  2. «Рифмоплёт». На бумаге пишется простая строчка, например:

Быстрая машина по дороге ехала. Она становится началом стихотворения. К ней малыш придумывает другую строчку, желательно в рифму:

Ямку объехала и с пригорка съехала

И снова Вы – строчку, он – строчку. В результате получается что-то вроде:

Быстрая машина по дороге ехала

Ямку объехала и с пригорка съехала

Магазин проехала, на кочку наехала

Мостик переехала и к дому подъехала

Ехала-ехала, наконец, доехала

Малышу это очень нравится: тут тебе и свобода фантазии, и получается смешно, а главное, он видит, что делает что-то сам. Такая игра увлекает ребёнка, показывая ему, какой интересной может быть речь.

А ещё в развитии малыша действительна народная мудрость про «яблочко от яблони». Для малыша чрезвычайно важен Ваш пример! Если и сами родители любят читать и сочинять, малыш стремится им подражать.

Старайтесь, чтобы при общении с ребёнком Ваша речь была богата и разнообразна, разговаривайте с ним и на отвлечённые от повседневных действий темы. Так ребёнок почувствует, что речь нужна не только для того, чтобы что-то получить, но и для выражения мыслей и фантазии.

Фантазируйте вместе с ребёнком! Так Вы не только разовьете его воображение и сделаете «прививку для чтения», но и наладите с чадом контакт и взаимопонимание.

Успехов!

Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.


Имя *
E-mail *
Телефон *
Удобное время для звонка   
Сообщение *

Защита от спама *

Телефон в Санкт-Петербурге:

+7 (812) 640-90-77

Ежедневно с 10:00 до 21:00
Отзывы:

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с Ириной Игоревной. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р'], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Сайт психологического центра Fidem