Дикция. Как улучшить дикцию?

Хорошая дикция – это залог выразительной, четкой и грамотной речи. Однако не все обладают от природы исключительными речевыми данными. В ряде случаев для достижения правильного и чистого звучания речи приходится прибегать к специальным упражнениям для его тренировки, а иногда к помощи специалистов-логопедов. Если в основе нарушения дикции лежат логопедические проблемы , то работа с другими специалистами не приносит желаемых результатов. В Центр часто приходят люди, которые пытались заниматься дикцией под руководством опытных преподавателей по сценической речи. Но эти занятия не увенчались успехом.

Что включает в себя понятие «дикция»

Под дикцией понимают отчетливость в произнесении звуков и слов. Хорошая дикция – это основной показатель внешней культуры речи. Ясная и понятная речь человека производит благоприятное впечатление на окружающих, способствует успешному общению. Именно поэтому она важна для каждого, а не только для людей, профессиональная деятельность которых связана с публичными выступлениями. Вы хотите просто сказать, или вы хотите быть понятыми?

Дикция представляет собой понятие, включающее в себя три главных показателя: правильность артикуляции, отчетливость артикуляции, манеру произнесения (темп, интонацию).

Правильность артикуляции определяется согласованностью движений мышц и органов артикуляционного аппарата, а также анатомических особенностей его строения (прикусы, уздечка). При ее недостаточности проявляются дефекты речи: гнусавость, картавость и др., которые в дальнейшем влияют на дикцию.

Отчетливость артикуляции – это четкость и точность произнесения звуков в словах. Данный показатель определяет разборчивость устной речи. Существует ряд факторов, влияющих на степень артикуляции, например, отсутствие зубов. Однако в большинстве случаев невнятная речь связана с недостаточно энергичной работой главных артикуляционных органов: языка и губ, и главным способом улучшения качества речи является их мышечная тренировка.

Темп речи: монотонность, торопливость, а отсюда невнятность зависит от темперамента человека. Чаще встречается ускоренный темп речи. Он наблюдается у детей (взрослых) нервных, порывистых, неуравновешенных. В основе этого недостатка лежит слабость тормозных процессов в головном мозгу, слабый, неустойчивый (холерический) тип нервной деятельности. При этом нередко возрастные особенности сближаются с болезненными проявлениями, требующими не только логопедическое , но и врачебное вмешательство.

Интонационно окрашенной речь делает, прежде всего, отчетливое произношение гласных звуков, умение быстро и правильно выделить гласную (ударение) .Работа над речевым дыханием, голосом является обязательной в работе над интонацией. Конечно, нельзя игнорировать роботу над логическим ударением. Все это делает работу над интонацией очень кропотливой и трудной для самостоятельного решения этой проблемы.

Как улучшить дикцию

Существует ряд упражнений для тренировки дикции, которые можно выполнять самостоятельно, но только после посещения специалиста. Именно специалист, после всестороннего обследования, наметит пути решения вашей и только вашей проблемы.

Хорошее произношение обеспечивает, прежде всего, правильная работа артикуляционного аппарата. Особую роль здесь играют органы, отвечающие за формирование звуков речи: губы, язык, твердое и мягкое небо. Поэтому и начинать работу по развитию дикции следует с обследования тонуса мышц языка, губ, анатомического строения артикуляционного аппарата. Только после этого выбираются способы воздействия. Если тонус мышц повышен или понижен необходимо использовать специальный логопедический массаж. И только после этого прибегать к артикуляционным упражнениям. Поэтому артикуляционная гимнастика составляется логопедом индивидуально!

Если же проблема кроется в особенностях анатомического строения, необходимо проконсультироваться с врачом – ортодонтом.

Таким образом, главной задачей в процессе работы над хорошей дикцией является достижение правильного функционирования артикуляционного аппарата. Непринужденность и целесообразность движений органов речи, а также их соподчиненность с органами дыхания и резонаторами обеспечивают условия правильной дикции.

Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.


Имя *
E-mail *
Телефон *
Удобное время для звонка   
Сообщение *

Защита от спама *

Телефон в Санкт-Петербурге:

+7 (812) 640-90-77

Ежедневно с 10:00 до 21:00
Отзывы:

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с Ириной Игоревной. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р'], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Сайт психологического центра Fidem