Дисграфия. помощь педагога-логопеда при частичном нарушении письма

Дисграфия (дис – расстройство, графо – писать) – частичное нарушение письма.

Это специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Эти ошибки кажутся глупыми, так как допускаются там, где, казалось бы, написание слов не должно вызывать затруднений, например, вместо «бант» – «бонт», «белка» – «делка». Замены, пропуски, перестановка, недописывание букв, вставка лишних букв, слияние нескольких слов в одно и разделение одного слова на части – вот наиболее распространенные признаки дисграфии. Дети с дисграфией путают похожие по начертанию буквы (прописные «д» и «б», «п» и «т»); могут не обратить внимание на лишнюю «палочку» в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ».

Не следует ставить ребенку диагнозы в самом начале овладении письмом, когда могут иметь место закономерные трудности. Чаще всего дисграфия может проявиться во втором полугодии 1-го класса, когда подобные ошибки носят уже стойкий характер.

В зависимости от проявлений выделяют следующие виды дисграфий:

Чем может быть вызвано появление дисграфии?

Часто дисграфия является одним из проявлений сочетанного нервно-психического и речевого расстройства, поэтому важно своевременно выявить и устранить причину возникновения нарушения письма.

Причиной появления подобных ошибок может быть нарушение (отсутствие) необходимых предпосылок письма, а именно:

Нарушение звукопроизношения необходимо устранить в раннем возрасте с помощью педагога логопеда. Письменная речь — более сложный процесс, чем устная. Неисправленные дефекты устной речи впоследствии проявляются в письме, что снижает успеваемость в школе.

Нарушение речевого слуха — серьезное препятствие в борьбе с дисграфией. Однако решить проблему необходимо (и возможно!), потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова.

Коррекция дисграфии предполагает развитие речевого слуха, всех фонематических процессов, тренировку слухового внимания и слухо-речевой памяти, звуко-буквенный анализ слов. Логопед учит различать твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого. Сложность для для ребенка в том, что он должен правильно услышать звук и представить его в виде знака – буквы – в быстром потоке воспринимаемой им речи.

Как предупредить дисграфию?

Наблюдайте за ребенком начиная с 2-х лет:

В случае выявления хотя бы одного «слабого звена», необходимо сделать все возможное для его выравнивания.

Для преодоления дисграфии требуется тесное сотрудничество врача (невролога, психоневролога), логопеда, психолога и родителей.

Случаи из практики

Женя, 3 класс

Стойкая неуспеваемость по русскому языку, нарушение звукопроизношения (дизартрия). Наблюдаются стойкие ошибки при письме: не ставит точку в конце предложения, путает буквы Е - З, о - а не использует орфографические правила 1 класса, пишет предлоги слитно. Чтение замедленное, с ошибками, «по догадке».

Из анамнеза: резидуальная энцефалопатия, речь появилась в 4 года.

При обследовании выявлено: быстрая утомляемость, отвлекаемость, неврозоподобное поведение, снижение памяти, слабая ориентация в пространстве и времени, низкая мотивация к учебе. Ребенок направлен на обследование и лечение неврологом, параллельно проводились систематические коррекционные логопедические занятия.

Заключение: нарушение письма смешанного типа.

В результате совместного сопровождения количество ошибок на письме сократилось, успеваемость повысилась, ребенок стал с желанием посещать школу.

Катя, 2 класс

Неуспеваемость по русскому языку. В письме под диктовку допускает большое количество ошибок: замены букв б-д, о-а, у-и, пропуски букв и слогов,ошибки в написании окончаний слов, слитное написание слов, предлогов. Чтение замедленное, с ошибками.

При обследовании выявлена слабая слухоречевая память: невозможность воспроизвести слоговые ряды, предложения, простую скороговорку. Словарный запас бедный, наблюдается аграмматизм в устной речи. Связная речь не развита. С трудом определяет расположение предметов в пространстве слева - справа Эмоционально-волевая сфера не сформирована. В школу ходить не любит, прикладывать усилия не старается, самооценка занижена. Направлена на консультацию психолога, неврологическое обследование.

Заключение: нарушение письма смешанного типа.

В результате коррекционных занятий, количество ошибок на письме сократилось, успеваемость повысилась, с желанием записалась в кружок риторики.

Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.


Имя *
E-mail *
Телефон *
Удобное время для звонка   
Сообщение *

Защита от спама *

Телефон в Санкт-Петербурге:

+7 (812) 640-90-77

Ежедневно с 10:00 до 21:00
Отзывы:

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с Ириной Игоревной. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р'], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Сайт психологического центра Fidem