Дизартрия – что это?

В своей повседневной жизни мы часто встречаемся с тем, что не только дети, но и некоторые взрослые произносят отдельные звуки речи необычно, не так, как все. При этом в одних случаях такое своеобразие в произношении звуков выражено резко и буквально «режет ухо», в других оно менее заметно, но все же обращает на себя внимание. Часто окружающие любое нарушение звукопроизношения ошибочно называют «дизартрией». Давайте разберемся, что же такое «дизартрия» и как ее преодолеть.

Сам термин «дизартрия» означает «расстройство членораздельной речи» («артрон» в переводе на русский язык означает "сочленение", а «диз» — «расстройство»).

Учебники дают нам такое определение: дизартрия -это нарушение звукопроизношения и просодических компонентов речи, которое обусловлено органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и связанным с этим нарушением иннервации речевых мышц. Т.е. это тяжелое нарушение речи, которое связано с поражением головного мозга.

Дизартрия обычно является лишь одним из симптомов тяжелого заболевания — детского церебрального паралича, который чаще всего появляется в возрасте до 2х лет или имеет врожденный характер. Проявления дизартрия зависят от участка и силы поражения головного мозга.

Причинами детского церебрального паралича, а, следовательно, и причинами дизартрии являются органические поражения нервной системы ребенка, которые могут наступать внутриутробно, во время родов или вследствие заболеваний раннего возраста (менингиты, менингоэнцефалиты, травматические поражения или сосудистые нарушения).

Выделяют 3 степени выраженности дизартрических расстройств:

1. Анартрия отсутствие членораздельной речи, возникает при самых тяжелых поражениях головного мозга; речь напоминает мычание и бывает непонятна даже близким ребенка.

2. Дизартрия – нечленораздельная, малопонятная речь, «каша во рту»; выделяют 5 форм дизартрии (бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, корковая, экстрапирамидная).

3. Стертая дизартрия – самая легкая степень дизартрических расстройств, которая связана с минимальными поражениями головного мозга (речь ребенка понятна окружающим, но изобилует большим количеством нарушений звукопроизношения). При стертой дизартрии идут небольшие органические поражения коры головного мозга, что приводит к парезам только отдельных групп артикуляторных мышц. Тогда у ребенка нарушается произношение отдельных звуков при близком к норме ритме и темпе речи и при отсутствии явных расстройств речевого дыхания и голоса.

Речевые и неречевые симптомы дизартрии

Речевые симптомы:

1) Нарушение голосообразования.

2) Нарушение звукопроизношения (практически всех групп звуков). В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком).

3) Страдает так называемая речевая просодика (совокупность ритмико-интонационных средств речи), включающая: тембр (глухой, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т.д.); силу голоса; темп; паузу; ритм; модуляцию (ребенок не может произвольно менять высоту тона); логическое ударение; речевое дыхание; интонацию; эмоциональную окраску; полетность голоса; дикцию и общую мелодику речи. Именно просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе общения.

4) Нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука.

5) Нарушение грамматического строя речи и бедный словарный запас.

Неречевые симптомы.

Для дизартрии характерно наличие неречевых симптомов в разной степени осложняющих процесс овладения речью:

1. Парезы и параличи мышц туловища и конечностей, речевой мускулатуры. Из-за парезов ребенок сильно или полностью ограничен в передвижении, что приводит к нарушению зрительно-пространственного представления, так как пространство дети познают «мерой собственных шагов»; парезы речевых мышц мешают нормальному произнесению звуков.

2. Нарушение познавательной деятельности: из-за ограничений вызванными парезами и параличами рук ребенок не может в полной мере заниматься познанием окружающего миры, т.к. держа в руках предметы, поднося их ко рту, пытаясь «попробовать», ребенок получает понимание о поверхностях (гладкая, шероховатая), формах, размерах, температуре (холодный, теплый) и т.д.

Если ребенок не получит представления о различных характеристиках предметов (пространственных, фактурных и прочих), это вызовет сложности и в указании этих характеристик словами. Т.е. ребенок самостоятельно не сможет рассказать дальше или ближе от него находится предмет, какой предмет ниже, какой выше и т.п.

Так же к задержке развития познавательной деятельности ребенка приводят парезы глазодвигательных мышц. В случаях этого вида парезов нарушаются такие функции, как остановка взгляда на предмете, «изучение» его взглядом, «отслеживание» движущегося предмета, быстрый поиск предмета глазами. Это может перейти в специфические нарушения письма и чтения, к сложностям усвоения рисования, геометрии, географии, черчения и др предметов.

3. Эмоционально-волевые расстройства, в зависимости от участка и времени поражения головного мозга имеет разную степень выраженности и особенности проявления

4.Вторичные психические наслоения. Обычно связаны с переживаниями ребенка о его неполноценности.

Все эти симптомы оказывают дополнительное отрицательное влияние на состояние речи ребенка и ход и эффективность коррекционной работы с ним.

Преодоление дизартрии

Исправление у детей дизартрии предполагает комплексный подход, т.е. совместные усилия логопеда, невропатолога, психолога.

Невропатолог обеспечивает медицинское наблюдение (назначает медикаментозное лечение, ЛФК, массаж и др.); психолог обеспечивает развитие познавательной и эмоционально-личностной сторон психической деятельности; логопед занимается коррекцией всех сторон речи ребенка.

Внимательные родители могут заметить нарушение речи у своих детей уже в раннем возрасте. Это позволит своевременно обратиться к нужным специалистам и помочь ребенку преодолеть его проблемы.

В раннем периоде развития ребенка эти нарушения проявляются следующим образом:

В грудном возрасте, из-за пареза мышц языка, губ, затруднено грудное вскармливание - к груди прикладывают поздно (3-7 сутки), отмечается вялое сосание, частые срыгивания, поперхивание. Часто ребенку трудно жевать твердую пищу, полоскать рот.

На раннем этапе развития речи у детей может отсутствовать лепет, появляющиеся звуки имеют гнусавый оттенок, первые слова появляются с опозданием (к 2-2,5 годам).

При дальнейшем развитии речи грубо страдает произношение практически всех звуков.



Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.


Имя *
E-mail *
Телефон *
Удобное время для звонка   
Сообщение *

Защита от спама *

Телефон в Санкт-Петербурге:

+7 (812) 640-90-77

Ежедневно с 10:00 до 21:00
Отзывы:

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с Ириной Игоревной. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р'], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Сайт психологического центра Fidem