Стойкая неуспеваемость по русскому языку: «дизорфография»

Многих родителей беспокоит, когда их ребёнок испытывает трудности в обучении. Казалось бы, правила все знает, понимает как нужно писать, но тетради все равно исписаны красной пастой и оценки на уровне тройки. В чем же может быть причина неуспеваемости? Помимо обычной невнимательности и лени зачастую причиной служит дизорфография. Дизорфография - это сложность в усвоении орфографических знаний, умений и навыков. Происходит это от того, что несмотря на сохранный интеллект некоторые психические (память, внимание и т.д.) и речевые функции развиты недостаточно для успешного освоения школьной программы.

Чаще всего такое нарушение встречается у детей с общим недоразвитием речи, с нарушением фонематического слуха (различение звуков родного языка) и при нарушении процессов чтения и письма (дисграфия и дислексия).

Как же определить есть дизорфография или нет?

Необходимо обратить внимание, какие ошибки допускает школьник, как правило, они будут носить не системный характер, одно и то же слово ученик может написать и правильно и не правильно.

В тетрадях школьников с дизорфографией можно увидеть следующие ошибки (проявления дизорфографии):

• неверное написание словарных слов (плоток, сапаги, ягада);

• неверное написание безударных гласных в корне слова (марской, кашачий);

• неверное написание гласных после ш,ж,щ и ц (ципленок, цырк);

• ошибки в написании личных окончаний глаголов (гладют, носют);

• ошибки в суффиксах (серебреный,беседывать);

• неверное написание звонких и глухих согласных (сруп, винограт).

Сложности возникают и при переносе слов (крол-ик, ста-ль, ко-шка). И это далеко не полный перечень допускаемых ошибок, любые правила русского языка с трудом усваиваются и применяются на практике.

Наряду с ошибками допускаемыми на письме наблюдается и недостаточное развитие других речевых функций. Детям трудно подобрать нужное слово, им не важно как звучит их речь, они не стремятся исправить возникающие ошибки, а иногда их вовсе не замечают. Не могут определить сколько слогов в слове, составить слова из данных слогов. Школьником сложно понять, в чем разница между лексическим и грамматическим значением слова. Не усваиваются грамматические категории (род, склонение, спряжение и др.), а, следовательно, и возможность ими оперировать. Сложно определить в слове ударный слог и гласный.

Зачастую всего этого можно избежать, если уделить достаточное внимание речевому развитию ребёнка в дошкольном возрасте. Ведь именно тогда закладывается база знаний, «чувство языка», на основе которой и происходит усвоение грамматических правил. Это вовсе не означает, что дошкольника нужно нагружать специальными занятиями. Достаточно просто общаться с малышом, рассказывать ему о предметах окружающего мира, читать книги, играть. Именно общение со родителями помогает ребёнку познать окружающий мир и накопить достаточный словарный запас.

Важен не только больший объем словаря, но и понимание значения слов, что в будущем поможет ребёнку подбирать однокоренные слова.

В школьном же возрасте, если у родителей или учителей есть подозрения, что у ребенка дизорфография, необходима консультация логопеда, который проведет детальную диагностику речи и сможет подобрать индивидуальную программу по преодолению этого сложного нарушения.

Работа по устранению дизорфографии проводится в несколько этапов:

• Диагностический этап. Логопед изучает процессы чтения и письма, выявляют индивидуальные речевые особенности и особенности мышления, внимания, памяти. При необходимости рекомендует консультацию психолога.

• Подготовительный этап: на этом этапе изучаются зрительная память и способность узнавать предметы; развивают мыслительные операций, внимания, память, мелкую. Проводится работа по снятию негативных реакций, неуверенности в себе.

• На третьем, коррекционном этапе, устраняются основные ошибки, которые есть у школьника. Кроме этого, если есть необходимость, устраняются недостатки звукопроизношения, чтения и письма.

• Четвертый этап направлен на оценку эффективности проведённой коррекционной работы. Проводится повторная диагностика.

В заключении приведём пример из логопедической практики:

Азад, 4 класс

Пример диктанта: «Наша школ болшая в сюду тиха идут уроки наш класс светлые у доски дима Дима пишит мы тожпишм в тетрадих».

При обследовании у ребенка была выявлена низкая самооценка, он плохо ориентировался в пространстве. Бедный словарный запас, сложности в подборе слов, наличие аграмматизмов. Недостаточная слухоречевая память. Рекомендована консультация психолога.

Заключение: дисграфия, дизорфография.

В результате коррекционной работы количество допускаемых ошибок уменьшилось, повысилась успеваемость по русскому языку.


Имя *
E-mail *
Телефон *
Удобное время для звонка   
Сообщение *

Защита от спама *

Телефон в Санкт-Петербурге:

+7 (812) 640-90-77

Ежедневно с 10:00 до 21:00
Отзывы:

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с Ириной Игоревной. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р'], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Сайт психологического центра Fidem