Достаточно ли поставить звук?

Если у ребёнка наблюдаются трудности при произношении каких либо звуков, то родители отведут его на консультацию к логопеду и будут абсолютно правы. А как же быть взрослым людям, у которых есть трудность с произношением? Ответ прост, обратиться к логопеду, да-да, в независимости от возраста, именно этот специалист поможет разрешить проблемы связанные с речью.

Каким же образом осуществляется помощь в данной ситуации?

Для начала специалист проведет диагностику, которая поможет ему разобраться, каким именно образом нарушено звукопроизношение (какие звуки произносятся неверно и что послужило причиной дефекта). Затем логопед составит индивидуальный план, по которому и будет осуществляться коррекционная работа.

Несмотря на то, что существует множество видов дефектного звукопроизношение (замена звука, искажение, пропуск звука в слове) логопедическая работа всегда будет проходить несколько этапов:

• Подготовительный этап.

• Постановка звука.

• Автоматизация звука.

Основная цель первого этапа - установка доверительных отношений между специалистом и клиентом. Кто бы ни обратился за помощью, ребёнок или взрослый, перед логопедом стоит задача создать такие условия, при которых ученик осознал бы необходимость занятий и принимал в них активное участие. Кроме этого с помощью специально подобранных артикуляционных и дыхательных упражнений идет подготовка к постановке звука.

На этапе постановки логопеду необходимо добиться правильного звучания звука. Достигается это несколькими способами:

• по подражанию, когда ребёнок или взрослый, смотря в зеркало, повторяет движения за логопедом, в результате чего получается необходимый звук.

• механический способ постановки. В этом случае логопед использует либо специальные инструменты (логопедические зонды), либо разнообразные зондозаменители (зубные щетки деревянные шпатели, спички зубочистки и т.д.) для того, чтобы помочь языку принять правильное положение во рту.

• смешанный, он соединяет в себе два предыдущих способа, т.е. сначала логопед объясняет и показывает необходимое положение языка и если у ученика что-то не получается, то оказывается небольшая помощь специальными инструментами.

Казалось бы, два этапа пройдены и уже получается заветное раскатистый [Р] или чистое [Ш], что же еще нужно? Некоторые готовы прекратить занятия уже после первых положительных результатов, но, к сожалению, это невозможно.

Рассмотрим на примере: Аня (6 лет) после 4 занятий удалось поставить звук [Л], родители, выслушав рекомендации логопеда по поводу необходимости продолжения занятий, решили, что раз звук есть, то дальше они справятся сами и прекратили занятия. Через месяц девочку привели на повторную консультацию, родители говорили о том, что ребёнок все равно говорит не правильно. При диагностике выяснилось, что и изолированно девочка произносит звук с трудом.

Еще один пример: Алексей (20 лет) после постановки звука [Р] прекратил посещать занятия, объяснив это тем, что теперь все понятно и он сможет заниматься сам. В результате через какое-то время при встрече с логопедом пожаловался, что слова со звуком [р] он четко произнести не может, и появились запинки в речи, если встречается такое слово.

Почему же так произошло? Все дело в том, что в данных случаях был пропущен еще один немаловажный этап, этап автоматизации звука.

Автоматизация звука, это важнейший этап работы над звукопроизношением. Он направлен на то, чтобы закрепить произношение звука в речи.

Работа ведётся в определенной последовательности: звук; слово; словосочетание; предложение; текст; связная речь.

Сначала звук отрабатывается в открытых слога (ша, ра), затем в обратных слогах (ош, ор), далее в слогах, где звук находится между гласными (ора, ошо), после идут слоги со стечением согласных (кла, кра).

Когда произношение звука в слогах не вызывает трудности переходят непосредственно к словам, но и здесь торопиться не стоит, слова подбираются по тому же принципу, что и слоги. Иногда, возможно совмещение этих двух этапов и после отработки открытых слогов переходят к словам, содержащим такие слоги (суп, рак, шапка).

Далее с отработанными словами составляют словосочетания, затем предложения. Следующим пунктом будет прорабатывание текстов, заучиваются стихи насыщенные отрабатываемым звуком и ведется работа над рассказами (пересказ текста, ответы на вопросы и т.п), тем самым звук вводится в связную речь.

Для взрослых людей этап автоматизации в диалогах, рассказах самый трудный. Зачастую им мешает страх выглядеть «смешно», потому что первое время звук все равно будет выделяться в речи. И, если с друзьями и близкими они могут говорить без стеснения, то с незнакомыми - это очень некомфортно. Большой помощью в автоматизации становится чтение книг, газет, журналов вслух.

Пример из логопедической практики: программист Андрей в 30 лет решил исправить картавость. Он очень много и упорно занимался, однако на завершающем этапе автоматизации звука в связной речи возникли сложности - он целый день работает за компьютером, общения с коллегами практически нет, как же тренировать речь? Ответ нашелся просто - Андрей каждый день читал вслух трехтомник «Война и мир». Первый том давался с трудом, к третьему тому он уже мог свободно общаться с окружающими.

Как мы видим, работа весьма долгая и трудоемкая и вряд ли человек, не обладающий специальными знаниями, грамотно подберёт речевой материал для отработки звука.

Для чего же необходимо соблюдать именно такой порядок, почему нельзя от слогов перейти сразу к словосочетаниям или от слов к связной речи?

Все дело в том, что исправляя звук, формируется новый уклад органов артикуляции, к которому необходимо привыкнуть. Мозгу необходимо обработать вновь полученную информацию, закрепить образовавшуюся связь между слышимым звуком и новым положением языка. Именно поэтому работа ведётся от простого к сложному, чтобы постепенно правильное положение закрепилось и уже не пришлось бы задумываться, а как поставить язык, чтобы произнести звук.

Представьте, что вы пришли в спортивный зал и сразу же попытались поднять штангу весом 50 кг. Скорее всего - это не получится, либо будет очень сложно, и будут большие сомнения, а надо ли это вообще? А если вы сначала с тренером сделаете разминочные упражнения, научитесь правильно держать снаряд, подберете подходящую нагрузку и будете постепенно увеличивать ее, то и результат будет совсем другой. Научиться произносить звук - это одна нагрузка, ввести его в речь - совсем другая (как 100 кг!).

В случае если последовательность нарушится, не будет достаточного времени для тренировки языка, а значит и человеку будет трудно понять, а как же так поставить язык, чтоб сказать слово «корзина», отсюда будут заминки в речи.

Правда бывает и так, что даже на этапе отработки звука в предложениях родители или окружающие ученика замечают, что тот пользуется правильным звуком и в обычной речи, тогда можно сделать вывод, что звук автоматизировался, а значит постепенно можно прекращать занятия. А бывает и наоборот, когда необходимо пройти весь длительный путь от слога к связной речи. Всё индивидуально и зависит от человека, от особенностей его нервной системы.

Приведем несколько примеров:

Костя (5 лет) Искаженное произношение звука [ш] после месяца занятий с логопедом (занятия проводились 3 раза в неделю, плюс родители активно принимали участие в работе над звуком) мальчик без труда произносил слова в свободной речи, тогда логопедом было принято решение о прекращении занятий.

Или другой показательный пример: Ольга (19 лет) горловое произнесение звука [р] после двух месяцев занятий (2 раза в неделю) удалось только поставить звук, еще два месяца ушло на отработку звука в слогах, перейти на этап работы со словом не удалось так как девушка переехала и перестала заниматься с логопедом.

Алексей (30 лет). Впервые пришел на занятия к логопеду в 19 лет, чтобы исправить картавость, занимался усердно 4 месяца по 2 раза в неделю, к тому же много тренировался дома. Его научили правильно произносить звук [Р], началась автоматизация в словах и предложениях. Потом юноша сделал перерыв в занятиях из-за летней сессии и каникул. Осенью занятия с логопедом не продолжил, т.к. были материальные проблемы. Иногда доставал конспекты и немного занимался дома самостоятельно, но не регулярно. В связной речи [Р] не использовал, т.к. было очень сложно. В 30 лет снова решил заняться своим произношением и пошел к новому логопеду. Опять начал регулярно заниматься, но дома ленился и не закреплял полученные умения. Через 2 месяца бросил занятия. В 33 года пришел снова на занятия к третьему логопеду. На подготовительном этапе не было необходимости готовить язык к постановке звука, следовало найти мотив, понять, а для чего это надо? Что готов изменить человек в привычном и комфортном мире? Как только мотив был найден, работа пошла успешно. Параллельно с речевыми занятиями, пациент прошел курс массажа, т.к. логопед заметила сильное мышечное напряжение, которое мешало плавному произнесению звуков. Через 3 месяца Алексей смог «рычать» в связной речи, у него появилась уверенность в том, что все получится.

Как мы видим, все индивидуально и на автоматизацию звука может влиять огромное количество факторов, (возраст ученика и вид нарушения и индивидуальные психические особенности), но, несмотря на это, ввести правильный звук в речь возможно, главное не останавливаться. Еще одним фактором, влияющим на автоматизацию, будет контроль над речью. В случае, если звуки исправляет взрослый, он должен неустанно следить за своей речью и стремиться правильно произносить звук, выполнять рекомендации логопеда. Если же мы говорим о ребёнке, то роль такого контролера должны взять на себя родители, следить за речью ребёнка, выполнять домашние задания, так как чем чаще будет отрабатываться новый звук, тем он быстрее войдет в речь.

Таким образом становится понятно, что просто поставить звук недостаточно, и этап автоматизации необходим, для того чтобы поставленный звук мог с легкостью применяться в свободной речи. Решение о прекращении занятий лучше обсудить с логопедом, так как только специалист сможет оценить насколько звук закрепился в речи.

Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.


Имя *
E-mail *
Телефон *
Удобное время для звонка   
Сообщение *

Защита от спама *

Телефон в Санкт-Петербурге:

+7 (812) 640-90-77

Ежедневно с 10:00 до 21:00
Отзывы:

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с Ириной Игоревной. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р'], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Сайт психологического центра Fidem