Общее недоразвитие речи (ОНР) – комплексная помощь.

К сожалению, детей, которые нуждаются в помощи логопеда год от года становится все больше. И очень часто дело не ограничивается одной лишь постановкой не выговариваемых ребенком звуков. Задержка появления слов и фразовой речи, меньший, чем положено по возрасту, словарный запас, нарушение согласованности слов при выстраивании предложений, большое количество пропусков и подмены звуков – комплекс из подобных и некоторых других симптомов стоит за диагнозом общее недоразвитие речи. Такой диагноз ставят, когда наблюдается нарушение формирования всех составных частей языковой системы. Речь – не изолированный процесс, если вовремя не принять меры, отставание коснется также и развития мышления, а в будущем – непременно отрицательно скажется на успешности школьного обучения.

Если вашему ребенку выставлен такой диагноз – будьте готовы к длительной работе с логопедом и учтите, что наиболее успешно она идет в сотрудничестве с психологом и неврологом. Именно врач-невролог обычно первым сообщает родителям об отставании в формировании речевых навыков. Речь является высшей психической функцией, ее становление напрямую связано с тем, как работают клетки определенных отделов головного мозга. При специальной медицинской диагностике у ребят, страдающих отставанием речевого развития, часто выявляются различные мозговые дисфункции. Даже минимальные изменения в коре головного мозга могут привести к серьезным проблемам развития. В этом случае, успешное преодоление недуга невозможно без грамотного лечения, направленного на стимулирование и активизацию центральной нервной системы. Поэтому наблюдение и консультации у неврологов – обязательны при ОНР.

Вместе с тем, и причины возникновения, и проявления, и последствия общего недоразвития речи напрямую связаны с тем, как выстраивается контакт с ребенком, с тем, насколько благополучным является его эмоциональное состояние, а это уже область работы психолога. Поэтому работа над общим недоразвитием речи в контакте с этим специалистом сделает работу намного эффективнее. Хотите знать больше о том, как строится работа и о перспективах решения проблемы – читайте дальше.

Когда стоить начать беспокоиться?

Как мы уже отметили выше, причин того, что развитие речи малыша отстает множество. Во-первых, будьте внимательны к развитию речи своего малыша. Если идет задержка самых первых элементов речи (гуление, лепет, появление первых слов) обязательно получите консультацию невролога. Врач может предложить дополнительные исследования мозга и его кровоснабжения, чтобы исключить или вовремя скорректировать проблемы отставания формирования речи. Но это в идеале, на самом деле так бывает не всегда, очень часто при первых признаках проблемы врачи могут сказать что-то типа «ничего страшного, это все индивидуально» или «до трех лет может вообще ничего не говорить, ждите». А время идет и, как правило, начало говорения после двух лет выливается в серьезные проблемы в будущем. Среди них и общее недоразвитие речи в дошкольном возрасте, и сложности освоения письма, чтения в школе.

Во-вторых, это также физиологические проблемы, которые не всегда выявляются вовремя. Это снижение слуха из-за, которого ребенок не может правильно расслышать, что говорят окружающие, и всевозможные патологии органов речи, не позволяющие верно воспроизводить слова. Как правило, они обнаруживаются на приеме у лора или логопеда. Взрослым стоит обратить внимание, если ребенок часто переспрашивает или путает похожие звуки. В любом случае, если вы заметили, что ваш малыш говорит хуже большинства своих сверстников, нужно как можно быстрее обратиться к специалисту.

Общее недоразвитие речи – преодоление.

Шаг 1. Работа с логопедом

«У моего ребенка уже стоит диагноз ОНР, что же делать?», - спросит кто-то. Давайте вспомним, что причин у этой проблемы множество и последствий тоже, чтобы выйти из нее с минимальными потерями однозначно нужно сопровождение логопеда. Вам придется много заниматься и вместе со специалистами, и дома. Как минимум один (а чаще два) раза в неделю необходимо работать с логопедом. На занятиях будут специальные игры и упражнения, которые помогут малышу увеличить свой словарный запас, научиться понимать и правильно использовать слова, выстраивать согласованные и грамотные предложения.

Под каждого ребенка индивидуально подбирается и составляется программа. Основа – развитие грамматического строя речи и формирование умения правильно строить речевые высказывания – дополняется всевозможными играми, которые стимулируют мышление, память, внимание. Ведь речь не существует сама по себе, она является участником процесса общения и обучения. Кроме того, логопеды используют в своей работе всевозможные материалы, развивающие ловкость и умелость пальчиков. Зоны коры головного мозга, отвечающие за развитие речи и за развитие мелкой моторики, расположены рядом, стимулируя одну специалист благотворно влияет и на другую. Есть даже такое выражение «интеллект на кончиках пальцев».

Не останется без внимания звукопроизношение. При общем недоразвитии речи, как правило, есть трудности с выговариванием целого ряда звуков, что тоже является пластом работы логопеда. Такой комплексный подход способствует преодолению трудностей и положительно влияет на развитие ребенка в целом.

Шаг 2. Ваша поддержка.

Логопед сделает все, что в его силах, но только одной работы специалиста не достаточно. У ребенка должна появиться заинтересованность в том, чтобы говорить, в том, чтобы сообщать что-то о себе окружающему миру и, в первую очередь, самым близким людям.

Чуть позже мы расскажем, как может сказаться недоразвитие речи на эмоциональном состоянии ребенка. Сейчас же только отметим, что правильное построение фраз, подбор нужных слов, поиск ответов, на заданные взрослым вопросы, выговаривание искусственно поставленных звуков – все это сложная работа для малыша, и он должен быть уверен, что вы подождете, когда он с ней справится и поможете, если это необходимо. Вы должны быть чрезвычайно терпеливы и внимательны в момент общения с плохо говорящим ребенком.

Только если он будет видеть, что какой бы некрасивой и неправильной не была его речь, окружающим важно, что он говорит с ними, что он пытается выстроить с ними взаимодействие, - ребенок сможет поверить, что его принимают таким какой он есть. И, следовательно, у него будет меньше страхов и больше ресурсов, чтобы преодолеть все сложности.

Шаг 3. Психологическое сопровождение.

Плохо говорящий ребенок неизменно испытывает трудности в общении. Если дома его понимают в любом случае, как бы сильно он не искажал слова и звуки, то окружающие отнюдь не всегда готовы подстраиваться и прислушиваться. Не имея возможности донести свои требования и желания, испытывая постоянные трудности в том, чтобы что-то попросить, что-то сказать, от чего-то отказаться, ребенок начинает добиваться желаемого так, как он может: отнимать, кричать, плакать и т.д. Но все эти способы коммуникации не являются социально желательными и тогда малыш оказывается почти что в изоляции. Взрослые в лучшем случае обращаются за «переводом» к матери, в худшем – игнорируют ребенка, дети же просто уходят от контакта, выбирая тех сверстников, с которыми они могут построить общение.

Иногда единственным человеком, с которым малыш может хоть как-то общаться, оказывается мать и тогда он сосредотачивает все внимание на ней, но в ее отсутствие становится абсолютно беспомощным в решении любых трудностей (установить контакт с ребенком на детской площадке, обратиться к кому-то с просьбой, сообщить о потребности в еде или питье). Вместо постепенного отхода от матери и расширения социальных контактов, как это должно происходить, образуется неразрывная связь и появляется страх любого взаимодействия с кем-то вне семьи. Огромным стрессом для такого малыша становится начало посещения детского сада, адаптация может идти очень тяжело. Особенно остро это проявляется в детском коллективе, где в группе дети уже общаются друг с другом вербально, тогда плохо говорящий малыш оказывается в изоляции.

Сложности построения контакта ведут за собой целый комплекс психологических трудностей: неуверенность, повышенная тревожность, агрессивность, заниженная самооценка. Чтобы предупредит все эти нежелательные психологические последствия лучше всего с самого начала, в момент постановки диагноза, обратиться к психологу, чтобы выстроить линию поведения с малышом так, чтобы избежать возникновения вышеописанных трудностей.

Если же так случилось, что у ребенка уже есть психологические трудности с построением контакта с окружающими, выражением своих эмоций, он не уверен в себе или боится трудностей, - помощь психолога поможет не только справиться с ними, но и повысит эффективность работы других специалистов (в первую очередь, логопеда).

Согласованная и последовательная работа специалистов – один из важных составляющих успешного решения проблем ребенка с ОНР и мы готовы вам предоставить комплекс услуг разных специалистов на базе нашего Центра.

Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.


Имя *
E-mail *
Телефон *
Удобное время для звонка   
Сообщение *

Защита от спама *

Телефон в Санкт-Петербурге:

+7 (812) 640-90-77

Ежедневно с 10:00 до 21:00
Отзывы:

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с Ириной Игоревной. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р'], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Сайт психологического центра Fidem