Логопед и ортодонт – точки соприкосновения

Вопрос пациента: «У меня неправильный прикус, хочу его исправить, ортодонт сказал, что поставит брекет систему, если будет логопед, который исправит прикус, так как это из-за языка зубы стоят неправильно…»

Попробуем разобраться в этом вопросе. Кто что исправляет и за что отвечает? Как взаимосвязаны прикус и произношение?

Речевые проблемы сегодня актуальны как никогда. Неисправленные вовремя проблемы звукопроизношения остаются и у взрослых.

Для правильного речевого развития необходимы следующие факторы: нормальная деятельность коры головного мозга, нормально сформированные органы артикуляции, слух, полноценное речевое окружение.

На первичной консультации у логопеда и ортодонта проводится внешний осмотр ребенка: оценка состояния органов артикуляции, выявление нарушений осанки, пропорциональность положения головы относительно позвоночника и оценка общего физического развития.

Аномалии в строении артикуляционного аппарата практически всегда приводят к нарушению произношения, дикции. К ним относятся:

Имейте в виду, что эти проблемы могут быть наследственными. Однако чаще такие аномалии (особенно неровные зубы) – следствие приобретённых вредных привычек.

Далее, на первичном осмотре выявляются факторы риска аномалий строения артикуляционного аппарата, особенно в период «молочного прикуса»:

Внимание! Очень важно присмотреться к вредным привычкам ребёнка, которые формируются, как правило, до 1,5 года. К аномалиям челюстно-лицевого строения приводят такие на первый взгляд безобидные вещи, как сосание пальца, соски; ротовое дыхание и даже подкладывание кулачка под щёку. Позднее, привычка спать на спине и запрокидывать голову во время сна, неправильная посадка за столом.

С такими привычками действительно необходимо бороться!

Но больше всего на формирование зубочелюстно-лицевой системы оказывают функции дыхания, глотания и жевания. Что касается первой важнейшей функции, здесь самое главное - пресекать ротовое дыхание как привычку, способствующую различным проблемам здоровья и развития речи, затрудненное дыхание приводит к ротовому дыханию.

Как определить что у ребенка ротовое дыхание? Рот всегда открыт, ребенок имеет бледный вид, часто облизывает губы. Ротовое дыхание приводит к деформации верхней челюсти и носовых ходов, образованию аденоидов. Вследствие чего изменяется голос и дикция, страдает эстетика лица, возникает анемия, нарушается мозговое кровообращение.

Функции глотания и жевания, в первую очередь, сопряжены с проблемами, которые могут появиться при грудном вскармливании. Поэтому следите за соблюдением правил кормления. Если ребенок потребляет только жидкую пищу, то процесс глотания и жевания остается инфантильными и не развивает мышцы языка, мягкого нёба, рта и мышц шеи.

Стоит обратить самое пристальное внимание на прикус ребёнка, то есть на взаиморасположение его верхних и нижних зубных рядов при смыкании относительно друг друга. Открытый прикус приводит к боковому сигматизму, грозящему нарушением дикции.

Помните, что проблемы речи поддаются коррекции. Логопед педагогическим путем исправит нарушения речи, но не исправит прикус, поэтому, если речевое нарушение – это следствие нарушения прикуса, или неправильного строения зубочелюстного аппарата, то необходимо устранить «корень зла». Без решения этой проблемы логопед, к сожалению, бессилен.

Только при совместной диагностики логопеда, ортодонта, отоларинголога, хирурга - можно выявить нарушение, его причину и устранить нарушение в раннем возрасте.

Детям с 3 лет и взрослым ортодонт подберет адекватные эффективные способы коррекции прикуса. Это: стандартные вестибулярные пластинки, трейнеры, профпротезы, активаторы, пластинка с бусинкой, хирургическая пластика языка, удаление сверхкомплектных зубов и др. современные средства.

Всего доброго! И хорошего Вам прикуса!


Имя *
E-mail *
Телефон *
Удобное время для звонка   
Сообщение *

Защита от спама *

Телефон в Санкт-Петербурге:

+7 (812) 640-90-77

Ежедневно с 10:00 до 21:00
Отзывы:

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с Ириной Игоревной. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р'], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Сайт психологического центра Fidem