Логопед и ортодонт – точки соприкосновения
Вопрос пациента: «У меня неправильный прикус, хочу его исправить, ортодонт сказал, что поставит брекет систему, если будет логопед, который исправит прикус, так как это из-за языка зубы стоят неправильно…»
Попробуем разобраться в этом вопросе. Кто что исправляет и за что отвечает? Как взаимосвязаны прикус и произношение?
Речевые проблемы сегодня актуальны как никогда. Неисправленные вовремя проблемы звукопроизношения остаются и у взрослых.
Для правильного речевого развития необходимы следующие факторы: нормальная деятельность коры головного мозга, нормально сформированные органы артикуляции, слух, полноценное речевое окружение.
На первичной консультации у логопеда и ортодонта проводится внешний осмотр ребенка: оценка состояния органов артикуляции, выявление нарушений осанки, пропорциональность положения головы относительно позвоночника и оценка общего физического развития.
Аномалии в строении артикуляционного аппарата практически всегда приводят к нарушению произношения, дикции. К ним относятся:
- Аномалии твердого и мягкого нёба - это расщелины, высокое «готическое» нёбо. Проявляется в гнусавости, носовом оттенке.
- Аномалии зубочелюстной системы - сверхкомплектные зубы, неровные зубы, нарушение прикуса. Осложняет автоматизацию звукопроизношения Т, Д, Р, например, при резцовом перекрытии наблюдается шипящий сигматизм.
- Аномалии прикрепления уздечки языка. При укороченной уздечке язык не может удержаться за верхними зубами, что является причиной невозможности произнесения соноров (Р, Рь, Л.ЛЬ, звуков Т,Д а также шипящих звуков Ш, Ж.). В случае укороченной уздечки ограничивается подвижность языка, что ведет к гипертрофии корня языка, росту миндалин и как следствие, к гнусавости. При рождении хирург осматривает ребенка, и если укороченная уздечка затрудняет сосание, «подрезание» производят до первого кормления, иногда до 3 месяцев. В случае, когда операция не была произведена, то с ребенком до 5 лет проводят профилактические упражнения на растяжение уздечки. Если же растяжка оказалась неэффективной – назначают хирургическую операцию под наркозом.
Имейте в виду, что эти проблемы могут быть наследственными. Однако чаще такие аномалии (особенно неровные зубы) – следствие приобретённых вредных привычек.
Далее, на первичном осмотре выявляются факторы риска аномалий строения артикуляционного аппарата, особенно в период «молочного прикуса»:
- Неблагоприятная наследственность
- Неправильный образ жизни родителей
- Осложнения в родах (родовые травмы и прочие)
- Неправильное вскармливание ребенка
- Вредные привычки.
- Скачки роста, ранняя потеря зубов
- Ассиметрия лица, сглаженность носогубных складок
- Нарушение осанки. Ассиметрия плеч и лопаток
- Нарушение функции глотания и жевания.
Внимание! Очень важно присмотреться к вредным привычкам ребёнка, которые формируются, как правило, до 1,5 года. К аномалиям челюстно-лицевого строения приводят такие на первый взгляд безобидные вещи, как сосание пальца, соски; ротовое дыхание и даже подкладывание кулачка под щёку. Позднее, привычка спать на спине и запрокидывать голову во время сна, неправильная посадка за столом.
С такими привычками действительно необходимо бороться!
Но больше всего на формирование зубочелюстно-лицевой системы оказывают функции дыхания, глотания и жевания. Что касается первой важнейшей функции, здесь самое главное - пресекать ротовое дыхание как привычку, способствующую различным проблемам здоровья и развития речи, затрудненное дыхание приводит к ротовому дыханию.
Как определить что у ребенка ротовое дыхание? Рот всегда открыт, ребенок имеет бледный вид, часто облизывает губы. Ротовое дыхание приводит к деформации верхней челюсти и носовых ходов, образованию аденоидов. Вследствие чего изменяется голос и дикция, страдает эстетика лица, возникает анемия, нарушается мозговое кровообращение.
Функции глотания и жевания, в первую очередь, сопряжены с проблемами, которые могут появиться при грудном вскармливании. Поэтому следите за соблюдением правил кормления. Если ребенок потребляет только жидкую пищу, то процесс глотания и жевания остается инфантильными и не развивает мышцы языка, мягкого нёба, рта и мышц шеи.
Стоит обратить самое пристальное внимание на прикус ребёнка, то есть на взаиморасположение его верхних и нижних зубных рядов при смыкании относительно друг друга. Открытый прикус приводит к боковому сигматизму, грозящему нарушением дикции.
Помните, что проблемы речи поддаются коррекции. Логопед педагогическим путем исправит нарушения речи, но не исправит прикус, поэтому, если речевое нарушение – это следствие нарушения прикуса, или неправильного строения зубочелюстного аппарата, то необходимо устранить «корень зла». Без решения этой проблемы логопед, к сожалению, бессилен.
Только при совместной диагностики логопеда, ортодонта, отоларинголога, хирурга - можно выявить нарушение, его причину и устранить нарушение в раннем возрасте.
Детям с 3 лет и взрослым ортодонт подберет адекватные эффективные способы коррекции прикуса. Это: стандартные вестибулярные пластинки, трейнеры, профпротезы, активаторы, пластинка с бусинкой, хирургическая пластика языка, удаление сверхкомплектных зубов и др. современные средства.
Всего доброго! И хорошего Вам прикуса!
«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с логопедом. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор
«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р'], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет
