Профилактический осмотр у логопеда - нужен или нет?

Как правило, родители не придают особого значения профилактическим осмотрам у логопеда. И совершенно зря, т.к. на сегодняшний день многие дети имеют те или иные нарушения речи.

Профилактические осмотры частое явление в медицине, взять хотя бы осмотр ребёнка первого года жизни, когда через определённый промежуток времени малыша осматривают различные специалисты (невролог, окулист, хирург и т.д). И ни у кого нет сомненья в необходимости таких осмотров, так как они направлены на отслеживание динамики развития. Кроме того, с их помощью можно вовремя выявить какие-либо нарушения в развитии, так как нет никаких гарантий, что состояние здоровья младенца не изменится в силу различных факторов. А если возникнут какие-то проблемы, то ранняя диагностика поможет наиболее эффективно их разрешить.

Но, если необходимость отслеживать здоровье ребёнка ни у кого не вызывает сомненья, то профилактическому осмотру логопеда в нашем обществе уделяется мало внимания. Прочно укрепилось мнение, что логопед занимается только с детьми 4-5 лет, а если есть какие-то проблемы, то можно подождать и они сами собой разрешаться к этому возрасту. Подкрепляется это и многочисленными примерами из личного опыта знакомых и родственников ("Мой только в пять заговорил и ничего, сейчас болтает без умолку", "И ты поздно говорить начала, выросла, говоришь ведь"). И поэтому бдительность родителей снижается, и они считают, что обращаться к логопеду вовсе не обязательно. Да, существую случаи, когда ребёнок начинает говорить позже, чем его сверстники, а потом речь появляется и за несколько месяцев малыш наверстывает упущенное. Увы, нередко встречается и обратная ситуация, когда ребёнок не начинает говорить ни к трем, ни к пяти, ни к шести годам, и отставание в речи приводит к вторичному отставанию уже в умственном развитии. Именно этим объясняется важность своевременной диагностики речи у логопеда.

Открыв детскую медицинскую карту, мы увидим, что логопеда рекомендовано посетить 2 раза: в 3 года (перед поступлением в детский сад) и в 6 лет (перед школой).

Но существуют методики обследования речи и в более раннем возрасте. И если родители или медики видят у ребенка отставание, то логопед может провести обследование речи до 3 лет.

Казалось бы, как можно проверять речь, если её, как таковой, еще и нет? Давайте разберемся. Младенец не может говорить, но, тем не менее, он общается с мамой и окружающими его взрослыми с помощью улыбки, мимики, крика, жеста, т.е. использует невербальное общение. Кроха смотрит на лица окружающих, копирует их мимику. В интернете много забавного видео, где крохи в 3-4 месяца повторяют за мамой или папой их звуки или интонацию. При нормальном развитии у ребенка к году должно быть около 10 слов (Пример: "дяй", "мама", "папа", "ки - киса", "ляля" и т.д. Это скорее всего будут звукоподражания или фрагменты слов. При этом малыш очень многое может показать, даже если самостоятельно произнести это не может (т.е. эти слова есть в пассивном словаре, ребенок их понимает). Всем знакома ситуация, когда у годовалого малыша мама спрашивает: "А где у тебя ушки? Глазки? Спинка?", и ребенок показывает пальцем. "Покажи, какая машинка проехала? - ребенок изображает грузовик и "фыркает", при этом на легковую машину он скажет "би-би".

Если же малыш "молчит, как партизан", не проявляет попыток общаться - это тревожный фактор.

Давайте подробнее разберем, что же будет изучать логопед у малыша до 3-х лет.

Первым делом специалист выяснит у родителей информацию о протекании беременности и родов. Затем расспросит, как проходило моторное развитие (когда начал держать голову, переворачиваться, сидеть и т. д), как проходили этапы гуления и лепета (возраст, активность этих процессов). Поинтересуется, как было организованно кормление (грудное или искусственное вскармливание), были ли какие-то проблемы при кормлении (отказывался брать грудь, часто ли срыгивал). Все это даст представление о здоровье ребёнка, об уровне его физического развития, а возможно и о каких-то отклонениях, наличие которых необходимо учесть.

При диагностике ребёнка внимание обращается не только на слова, которые использует ребенок, но и на то, как ребенок понимает речь. Например, к году малыш уже может показать знакомые игрушки, части тела, выполнить простые инструкции ("Дай ручку", "Принеси куклу") понимает значение слова "нельзя".

В возрасте постарше (3 года) уже более пристально оценивается активная речь: строит ли простые предложения, использует ли предлоги в речи (на, под, в). Обращается внимание и на развитие фонематического слуха, в 3 года малыш уже может различить на слух схожие слова (дом-ком, рот-крот, крыска-крышка). Оценивая звукопроизношение обращают внимание на звуки раннего онтогенеза (П,Б,Т,Д, М,Н, В,Ф,Х,К и их мягкие пары и гласные).

В более старшем возрасте (5-7 лет) предъявляются более жесткие требования к количеству и качеству речи детей. В первую очередь изучается звукопроизношение (так как к 5.5 годам в норме произносятся все звуки). Так же обследуется фонематический слух, но кроме умения различать схожие слова проверяется умение выделить заданный звук из слова, способность определить, где находится этот звук (начало, середина, конец слова). Без внимания не остается и словарный запас. У деток проверяют знание нечастотных слов (Пример: назвать "клумба, памятник, венок, водопад"), способность образовывать новые слова (словообразование) и изменять слова по падежам, числам (словоизменение). Большое внимание уделяется связной речи (рассказ по картинке, истории из жизни и т.д.).

Все это необходимо для того, чтобы оценить насколько дошкольник подготовлен к обучению в школе, так как недостаточный словарный запас, неправильное употребление грамматических норм языка и нарушение фонематического слуха помешают в освоении школьной программы, поэтому необходимо выявить это и скорректировать до поступления в школу.

Как же все-таки родителям понять, необходима консультация у логопеда или нет?

Для этого надо обратить внимание на такие факторы как:

Если вы наблюдаете что-то из вышеперечисленного, то не стоит ждать 3,4,5 лет необходимо сразу же обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.

Примеры из логопедической практики:

Настя 3 года. К логопеду обратились из-за того, что девочка не говорила даже словами, общалась жестами, и отдельными звуками. По рассказам мамы раннее развитие проходило с задержкой, лепета у девочки не наблюдалось, поздно пошла. Мелкая моторика не развита, руки слабые. При этом понимание речи сохранно. Девочка была направлена на консультацию к неврологу, лору, сурдологу. В результате комплексного лечения в течение полугода занятий девочка начала произносить отдельные слова, состояние моторики улучшилось.

Еще один пример Оля 6 лет. Речь состоит из отдельных слогов, обращенную речь понимает не всегда, мелкая моторика не развита, пассивный словарный запас ниже возрастной нормы. На вопрос о том, обращались ли они раньше к специалистам, мама ответила, что невролог сказал ждать 5 лет, мол сама заговорит. Поэтому, никаких мер по коррекции речи девочки не предпринималось.

Денис, 5 лет. Ребенок много и хорошо говорит, но вот звуки Ш,Ж,Р и Рь в речи так и не появились. На консультации логопед провела осмотр всех сторон речи и выявила причину трудностей звукопроизношения (у ребенка был "вялый язык", самостоятельно он не смог бы овладеть этими сложными звуками). Мальчик стал регулярно заниматься, и в скором времени проблемы со звукопроизношением были решены.

Как мы видим, во втором случае пройдет немало времени прежде, чем девочка овладеет речевыми навыками, и она не сможет обучаться в массовой школе. Всего этого можно было бы избежать, если бы родители раньше обратились к логопеду.

Таким образом, профилактический осмотр логопеда необходим, поскольку позволяет выявить проблемы на ранней стадии, когда мозг еще более пластичен и будет лучше поддаваться коррекционным воздействиям. Кто бы что ни говорил, если ребёнок не говорит к 3 годам, лучше обратиться сразу к квалифицированному специалисту, а не надеяться на чудо.

Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.


Имя *
E-mail *
Телефон *
Удобное время для звонка   
Сообщение *

Защита от спама *

Телефон в Санкт-Петербурге:

+7 (812) 640-90-77

Ежедневно с 10:00 до 21:00
Отзывы:

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с Ириной Игоревной. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р'], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Сайт психологического центра Fidem