Можно ли исправить звукопроизношение самостоятельно?

Звукопроизношение - это процесс воспроизведения звуков речи, осуществляемый с помощью дыхательной, голосообразовательной и артикуляционной частей периферического речевого аппарата под контролем центральной нервной системы. В норме человек, по мере взросления, должен самостоятельно овладеть правильным звукопроизношением (к 6-7 годам). Однако, зачастую те или иные звуки оказываются слишком сложными для произнесения и звучат неправильно.

Как известно, решением сложностей со звукопроизношением занимается - логопед. Однако актуальным остаётся вопрос, можно ли исправить звукопроизношение самостоятельно?

Почему же возникает такое желание? Давайте разберемся.

Наиболее распространенными мотивами желания быть «самому себе логопедом» являются следующие:

Работа по исправлению звукопроизношения имеет 2 основных этапа:

1. Диагностика (помогает выявить нарушенные звуки и понять причины трудностей);

2. Исправление или коррекция нарушений звукопроизношения.

Давайте рассмотрим, возможно ли самостоятельно справиться с каждым этапом.

Самодиагностика звукопроизношения

Как правило, каждый из нас может определить есть ли у окружающих людей какие-либо нарушения звукопроизношения. Если речь человека «режет слух», то скорее всего она нарушена. Но вот какой именно звук неправильно произносится - это не всегда понятно.

Пример из логопедической практики: на консультацию к логопеду пришел Алексей (30 лет) с жалобой на «картавость». В процессе осмотра, кроме заявленного звука «р», было выявлено искажение еще 4 звуков (Рь, С, З, Ц ), о которых молодой человек даже не подозревал.

Предположим, человек правильно определил свою проблему - выявил нарушенный звук, но причины, по которым звук произносится плохо, он вряд ли самостоятельно определит.

Пример из логопедической практики: братья-близнецы Тимофей и Федор в 5,5 лет не произносили звуки р, рь, л, ль. Их мама Анна отвела мальчиков в наш центр на диагностику к логопеду. Специалист провел осмотр и выявил, что, несмотря на то, что у близнецов неправильно произносились одни и те же звуки, причины нарушения оказались абсолютно разными и потребовали разных методов исправления. У Федора был «вялый язык», сложности с точными и координированными движениями (стертая форма дизартрии) и серьезные проблемы с различением звуков (нарушение фонематического слуха), а у Тимофея оказалось патологическое укорочение подъязычной связки (ребенок физически не мог поднять язык вверх даже на губу). Логопед рекомендовала Тимофею дополнительную консультацию у ортодонта, который подтвердил диагноз и направил ребенка к хирургу на «подрезание уздечки». На этом примере очень хорошо видно, что самодиагностика может быть ошибочной и правильнее доверить ее специалисту.

Самокоррекция звукопроизношения

Предположим, что человек правильно определил нарушение звукопроизношения у себя или своего ребенка. Следующим логичным этапом будет преодоление этого дефекта. Логопедическая работа по исправлению нарушенного звука имеет несколько основных этапов:

1. Формирование изолированного правильного звука (в этот этап включается не только артикуляторная гимнастика, но и применение специальных средств, помогающих найти и удержать нужное положение языка).

2. Автоматизация, т.е. закрепление нового правильного звука в речи (в слогах, словах, фразах, в связной речи).

Давайте на примерах рассмотрим, возможно ли самостоятельно справиться с исправлением нарушений звукопроизношения.

На консультацию к логопеду пришел студент Егор (19 лет) с жалобой на «картавость». В 14 лет он занимался с логопедом, правильный звук «р» ему поставили, но вот закрепить в речи не удалось (семья переехала в другой город и было не до занятий). Мальчик самостоятельно пытался читать стихи со звуком «р», но это было очень тяжело и звук получался слишком утрированным, некрасивым, поэтому в общении он использовал родной «картавый» звук. После диагностики логопед разработала план закрепления звука «р» и через 2 месяца регулярных занятий Егор свободно пользовался им в речи. На этом примере видно, что ввести в речь звук самостоятельно было невозможно.

Мама Алла водила свою шестилетнюю дочь Марию к логопеду на занятия по исправлению звукопроизношения звуков «р» и «л» (дислалия). Алла присутствовала на каждом занятии, которые эффективно помогли её девочке, и тщательно конспектировала всё самое важное в тетрадь. Через 5 лет у Аллы родилась ещё одна дочь - Анна. Когда Ане исполнилось пять лет, мама узнала, что у младшей дочери тоже есть дефекты в речи: звук «л» заменялся звуком «й» (лук - йук), а звук «р» пропускался (рыба-ыба). Мама Алла, внимательно изучив все конспекты и тетради с домашними заданиями старшей дочери по логопедии, самостоятельно поставила Анне звук «л» и закрепила его в речи. Стоит отметить, что постановкой звука «р» Алла не стала заниматься, т.к. не умела этого делать и боялась навредить, а отвела дочь к логопеду.

Как видно из примеров, самостоятельная диагностика и коррекция нарушений звукопроизношения - это как лотерея: может повезет, а может и нет. Поэтому лучше не рисковать, не терять зря времени, а обратиться за помощью к логопеду, который поможет преодолеть речевые трудности.

Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.



Имя *
E-mail *
Телефон *
Удобное время для звонка   
Сообщение *

Защита от спама *

Телефон в Санкт-Петербурге:

+7 (812) 640-90-77

Ежедневно с 10:00 до 21:00


Отзывы:

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с логопедом. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р'], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Сайт психологического центра Fidem

Вакансии центра