Логопедический массаж

логопед для взрослых и детей
Киселева Елена Анатольевна
логопед высшей категории
опыт более 20 лет
Подробнее о специалисте

Почему возникла необходимость логопедического массажа в работе с речевыми нарушениями, особенно такими как: ЗРР (Задержка речевого развития), моторная алалия, дизартрия, нарушения произношения отдельных звуков. Для этого мы вспомним этапы формирования речи у детей и когда мы можем говорить о возникновении того или иного нарушения.

Этапы формирования речи

Первый этап – подготовительный (до 1 года).

Первый месяц у ребенка реакция на голос и интонация;

2-3 месяца гуление;

3-6 месяцев лепетная речь.

После 6 мес. Появляются отдельные слоги (по подражанию). Перенимает тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Связывает определенные звукосочетания с предметом. Одновременно реагирует на ситуацию, интонацию, слова и тем самым запоминая слова и реакцию на них.

7-9 мес. Расширяется спектр слов, повторяемых за взрослыми.

10-11 мес. Появляется реакция на слова, независимо от ситуации и интонации говорящего. В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь (правильная речь окружающих, спокойная, доброжелательная атмосфера).

К концу 1 года появляются первые слова.

Второй этап (1 -3 года).

Употребляются либо слоги, либо слова простой слоговой структуры. Одним словом может обозначить все: предмет, просьбу, чувство. Речь носит ситуативный характер. В этот период ребенок активно использует жесты, мимику. Они заменяют ему недостаток слов. К концу второго года происходит формирование фразовой речи.

И на протяжении 2-3 года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности (понимает больше, чем может сказать).

Если в это время вы замечаете какие либо отклонения, несоответствия норме, можно говорить о задержке речевого развития.

Подробнее о ЗРР, и как определить, что у ребенка задержка речевого развития

Третий этап (3-7лет).

На протяжении этого периода все больше развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умением исправлять его в некоторых возможных случаях. Активно продолжает увеличиваться словарный запас. Именно в этот период активно формируется звуковая сторона речи. Полностью звукопроизношение формируется к 6 годам. Если звуки к данному сроку не сформированы или произношение сформировалось неправильно, можно говорить о таких диагнозах как: моторная алалия, дизартрия, нарушение произношения отдельных звуков.

Зачем нужен логопедический массаж

В основе любой патологии лежат нарушения кровоснабжения и мышечного тонуса, которые делают невозможным овладение правильным произношением по подражанию, а в дальнейшем и формированию грамматически правильной речи. Сами диагнозы речевых нарушений говорят об этом: моторная (двигательная) алалия; дизартрия (нарушение согласованности мышц артикуляционного аппарата); дистония, спастические формы нарушения и т.д. Все это говорит о том, что применение массажа при речевых расстройствах не просто желательно, а крайне необходимо для успешной работы над дефектом, так как только педагогическими методами здесь не обойтись. Выясним очаги и способы воздействия логопедического массажа, его структуру.

В человеческом организме все органы и функциональные системы взаимосвязаны и представляют собой единое целое. Ни одну часть тела, ни один орган, особенно вовлеченный в патологический процесс (в нашем случае это речевые патологии) нельзя рассматривать изолированно.

Основное воздействие массажа испытывает на себе наша кожа, которая представляет собой обширное рецепторное поле. Именно в коже расположены сеть нервов, лимфатических и кровеносных сосудов (капилляров). Кожа участвует в регуляции кровообращения, уменьшая или увеличивая приток крови к органам. Мы не будем подробно разбирать механизм действия массажа на организм. Физиологи доказали, что под влиянием массажа (особенно разминания) количество работающих капилляров увеличивается в несколько десятков раз (от 9 до 140), в результате чего убыстряется ток крови, который вызывает положительные изменения возникающие в мышцах. Общеукрепляющее воздействие оказывает массаж на мышечную систему. Под его влиянием нормализуется тонус и эластичность мышц, улучшается их сократительная функция, возрастает сила, повышается работоспособность. Особенно это актуально при речевых расстройствах, связанных с нарушением мышечного тонуса артикуляционного аппарата, которые приводят к их рассогласованию (дизартрия). Массаж оказывает разностороннее влияние на организм и прежде всего на нервную систему, которая в свою очередь координирует жизнедеятельность всех других систем организма, обеспечивая тем самым его целостность. В результате массажа в организме возникают различные реакции рефлекторного характера, благодаря которым происходит мобилизация защитных и приспособительных сил организма, приводящих к нормализации его функции при самых различных нарушениях, в том числе и речевых. По этому, логопедический массаж не ограничивается массажем только артикуляционного аппарата. При коррекции речи предусматривается массаж следующих отделов тела: шейного, верхнегрудного (воротниковой зоны), волосистой части головы, лица.

При сегментарно-рефлекторном воздействии применяют все основные приемы классического массажа + дополнительно разработанные и научно обоснованные для различных паталогий методик. Выбор приемов массажа, техника их применения и дозирование воздействия зависят от формы и стадии паталогического процесса. Все это устанавливается при первом посещении специалиста.

При рефлекторно-сегментарном массаже используются элементы гимнастики и изотомические (с элементами сопротивления) упражнения для нормализации работы мышц шеи, губ, языка.

Массаж рефлексогенных зон регенерирует органы, улучшает их кровоснабжение, способствует расслаблению. Уже только этим создаются важные предпосылки для восстановления нарушенных функций в организме. Опыт показывает, что такой массаж способен снять блокаду или перенапряжение. Массаж рефлексогенных зон включает в себя: массаж кистей рук, стоп, ушных раковин, волосистой части головы, языка.

Длительность сеанса 45 минут. Курс 10 массажей, не реже 2х раз в неделю. Часто логопедический массаж может быть частью логопедического занятия. Необходимость того или иного воздействия определяет специалист после 1 посещения.

Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.


Имя *
E-mail *
Телефон *
Удобное время для звонка   
Сообщение *

Защита от спама *

Телефон в Санкт-Петербурге:

+7 (812) 640-90-77

Ежедневно с 10:00 до 21:00
Отзывы:

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с Ириной Игоревной. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р'], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Сайт психологического центра Fidem