Нарушения звука «л»

В этой статье мы рассмотри одно из самых распространенных нарушений звукопроизношения – дефект звука «л».

Звук «л» довольно сложный в произношении, поэтому появляется обычно в речи детей к 4-5 годам. Для того, чтобы его правильно произнести необходимы следующие движения мышц губ и языка: рот приоткрыт, кончик языка упирается в верхние зубы или бугорки за верхними зубами, язык по форме напоминает седло (средняя часть спинки языка опущена, а задняя часть спинки языка поднята), выдыхаемый воздух проходит по бокам языка.

Недостаток звука «л» в детском возрасте встречается часто и в самых разнообразных формах. Причинами могут быть нарушения подвижности языка, повышенный или вялый тонус мышц (вследствие чего ребенку трудно поднять и удерживать язык за зубами), нарушения прикуса (особенно когда между зубами щель и нет возможности правильно поставить язык).

Различают две основные группы нарушений этого звука:

1) Звук «л» совсем не произносится или произносится неправильно – научное название этих расстройств «ламбдацизм».

Бывают следующие варианты искажений звука «л»:

· Полное отсутствие звука – Пример: лак – ак, ложка – ожка.

· Губное произнесение, похожее на «в» - Пример: лак – вак, ложка – вожка.

· Межзубное произнесение – кончик языка просовывается между зубами.

· Задненебное (глухое) произнесение, похожее на звуки г,х – Пример: лак – гхак, ложка – гхожка.

· Неопределенный гласный звук, похожий на «ы» - Пример: лак – аыак, ложка – аыожка.

· Полусмягченное произнесение, наподобие немецкого «L» - Пример: лак – льак, лампа – льампа.

· Носовое произнесение – как при насморке, но это нарушение встречается довольно редко.

2) Звук «л» заменяется другими звуками нашего алфавита – научное название таких замен – «параламбдацизм».

Звук «л» может иметь следующие звуки-заменители:

· у - Пример: лошадь – уошадь.

· й – Пример: лампа – йампа, голова – гойова.

· и – Пример: лак – иак, молоко – моиоко.

· ль – Пример: лук – люк, пол – поль.

· Р – Пример: лопата – ропата.

· Н – Пример: лось – нось.

Для маленьких детей (до 5 лет) характерна замена сложных звуков на более простые. Однако по мере взросления правильный твердый «л» не всегда появляется, и тогда его необходимо формировать на логопедических занятиях. Оптимальное время начала занятий с детьми по исправлению нарушений звукопроизношения – 5.5-5 лет. В этом возрасте ребенок уже может с помощью произвольного контроля активно заниматься, а благодаря пластичной психике новый навык правильной речи быстро закрепляется.

Исправление звука «Л» у взрослых

В том случае, если по каким-либо причинам правильный звук «л» в детском возрасте не был сформирован, то этот дефект мы можем наблюдать в речи подростков и взрослых. Практика логопедической работы показывает, что исправление дефекта произношения звука «л» у взрослого человека проходит значительно проще, чем у ребенка. Если есть нарушения тонуса мышц, то потребуется большее количество занятий. В процессе работы логопед подбирает специальную программу упражнений для каждого человека (в т. ч. приемы логопедического массажа, если это необходимо), которые помогут сформировать правильную речь.

Поделиться:

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.


Имя *
E-mail *
Телефон *
Удобное время для звонка   
Сообщение *

Защита от спама *

Телефон в Санкт-Петербурге:

+7 (812) 640-90-77

Ежедневно с 10:00 до 21:00
Отзывы:

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с Ириной Игоревной. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р'], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Сайт психологического центра Fidem